Трэш-метал или Треш-метал. «Долбящий» металл

Истоки трэша

Трэш-метал или трэш (хотя сокращённым словом «трэш» называют больше субкультуру, чем музыку) появился как исторически-логичное развитие стержневого направления рок-музыки двадцатого века — блюз-рока: от ритм-энд-блюза и рок-н-ролла середины века, через блюз-рок, хард-рок и хэви-метал второй его половины. Непосредственным предшественником нового стиля стала новая волна хэви-метала, место — Калифорния и творчество музыкантов групп Metallica и Megadeth. В середине восьмидесятых годов прошлого века играть музыку с новым звучанием также начали группы Exodus, Anthrax, Slayer, Venom и Overkill. В целом, трэш-метал впитал в себя ряд особенностей и элементов следующих стилей музыки: английский хэви-метал, американский хардкор и американский панк-рок.

Особенности стиля трэш

Сегодня говорят и пишут, что трэш появился благодаря интересу ещё тогда молодого барабанщика группы Metallica Ларса Ульоиха к британскому року и его поездкам в Англию, с целью набраться опыта у местных музыкантов в исполнении тяжёлой музыки. В первых записях американского трэша ещё нет супертехники исполнения и отточенной манеры исполнения этой музыки, которая есть сейчас. Но музыка уже была яростной и грубой, хотя и сырой по звучанию. Стандарты стиля сложились очень быстро. Главным из них является требование к технике исполнения, когда нужно играть быстро с чётким видением композиции и мест расстановки нужных акцентов.

Аранжировка в стиле трэш-метал построена на жестких и более сложных, чем в хэви-метал, рифах, играющих на гитаре и басу. Заметная особенность — это тремоло, которое играется на электрогитарах с большой перегрузкой в обработке. Есть и ещё ряд особенностей трэш-метала: это пронзительные партии соло гитары, мощный звук рабочего барабана, бласт-биты на двух бочках, игра медиатором на безладовом басу, иногда — дополнительная обработка баса перегрузочными эффектами. Вокал в трэше в основном низкий и хриплый, с элементами гроулинга, встречается и высокий чистый. Из музыкальных особенностей можно отметить частое использование хроматизмов, миксодиатоники, смену не только гармонии, но даже тональности и музыкального размера в одной песне. Чаще других применяются такие лады, как пентатоника и локрийский. Содержание композиций трэш-групп касается социальных проблем и социального неравенства, протеста против локальных войн, есть темы любви и одиночества.

Развитие стиля трэш

С конца восьмидесятых годов двадцатого века трэш-метал известен всему миру. Популярность стиля и групп его играющих не знала географических границ и пределов. Мировую известность в то время завоевали: группа из Канады Annihilator, бразильцы Sepultura, немецкие Kreator и Sodom, громко и мощно заявили американские коллективы Testament, Forbidden, Death Angel и многие другие. В девяностые голы стало ясно, что трэш-метал, как и другие стили рок-музыки, эволюционируют и становятся очередным этапом развития рока в целом. Трэш в этом плане стал прародителем таких стилей, как грув-метал, трэшкор, кроссовер, техно-трэш и хардкор. Позднее, с появлением отдельных новых элементов и особенностей звучания или манеры исполнения, стали применяться разные термины, обозначающие новые направления рока, но по сути, остающиеся тем же «тяжёлым» роком.

Сегодня в терминологии, обозначающей ту или иную «тяжелятину» можно запутаться — настолько её много, настолько и стал многообразен мир этой музыки. Значения же трэш-метал для мировой рок-культуры трудно переоценить, так как во все периоды своего существования, при всех взлётах и падениях тяжёлая «металлическая» музыка была мощным генератором субкультурных процессов в постоянно обновляющейся молодёжной среде. И это, как бы там ни было, довольно значимый вклад в общую палитру глобальной современности.