Кавказский барабан

Барабан известен во всём мире и повсеместно является самым популярным ударным инструментом, на котором играют по любому торжественному поводу и без него.

Любая кавказская свадьба, концерт, танцевальный номер под лезгинку, также не обходятся без барабана, но в данном случае своего, народного. На Кавказе бытует много названий этого инструмента – доул, доли, нагара, дхол, вотт, но все они похожи конструктивно и на всех играют, используя идентичную технику.

Считается, что первые барабаны на Кавказе появились примерно 2000- 3000 лет до нашей эры и изготавливались из дерева грецкого ореха. Дерево грецкого ореха вообще считается музыкальным и тембрально приятным при звучании ударных инструментов из него изготовленных. Кроме ореха, в качестве материала для корпуса могут использоваться липа или тутовое дерево. Применялись барабаны изначально в военно-сигнальных целях. Сегодня спектр использования кавказского барабана довольно широк.

Музыкальные инструменты народов Кавказа. Кавказский барабан и кавказская гармонь.
Барабаный номер — Ансамбль Вайнах. Фото с youtube.com

Одна из самых распространённых моделей народного кавказского барабана носит название доул.

Кавказский барабан имеет сеть переплетённых верёвок, которые стягивают верхнюю и нижнюю мембраны друг к другу
Кавказский барабан имеет сеть переплетённых верёвок, которые стягивают верхнюю и нижнюю мембраны друг к другу

Барабан имеет сеть переплетённых верёвок, которые стягивают верхнюю и нижнюю мембраны друг к другу. Верёвки на барабане очень крепкие (обычно из конопляного волокна), мембраны натягиваются туго. Мастера предпочитают использовать при изготовлении доула только натуральные материалы, они надёжнее и устойчивее во времени.

Для корпуса барабана, изготавливаемого по традиционной методике, берётся обычно цельный кусок высушенного дерева, который выдалбливается и шлифуется. Для внешней орнаментики используется множество различных украшений, узоров, даже золото и драгоценные камни. Неукрашенными остаются лишь мембраны и резонаторные отверстия. Сегодня всё реже и реже доул изготавливается из цельного куска дерева, так как это довольно затратное дело, к тому же дерево менее податливо и капризно, чем искусственные материалы. Поэтому популярным современным материалом для корпуса барабана стала фанера, которую используют в авиастроении. Эта фанера лёгкая и гибкая. На обе открытые стороны корпуса барабана натягивается кожа. В современных барабанах вместо кожи всё чаще стал использоваться пластик, как требующий меньшего ухода и не чувствительный к изменениям внешней среды. Ещё две конструктивные части барабана — это металлические ободы и фиксирующие их винты. Вместо винтов могут применяться верёвки.

Есть у кавказцев своя особенность игры на доуле. Барабан ставится между колен или на бедро и придерживается рукой. Играют на инструменте пальцами или ладонями. Но иногда и палочками. В зависимости от силы и места удара изменяется тембр и громкость барабана. Техника игры на доуле и похожих барабанах у всех кавказцев одна.

Стоит заметить, что в прошлые века, на кавказских барабанах играли также особыми палочками – комбал (чомах, копал тчипот). Интересно, что палочки эти были разной толщины и длины, и вытачивались из разных пород дерева. Делалось это для того, чтобы иметь возможность извлекать из инструмента больше разнообразных по характеру звуков. А звук этот для жителей Кавказа сродни божественному, заставляющему пускаться в пляс или даже плакать. И каждый музыкант может передать через этот с виду простой инструмент, свои эмоции и свой голос, а не просто барабанный бой.

Кавказская гармонь

До нас не дошло имя изобретателя ручной гармошки. Но в какой-то момент был придуман способ заставить двигаться звук внутри инструмента не только с помощью труб (первый инструмент, работающий по такому принципу, назывался орган). Скудные исторические сведения говорят о немецком и чешском происхождении гармони, а появление хроматической гармони – о русском её прародителе Николае Белобородове. Как и русские, кавказцы считают гармонь своим национальным музыкальным инструментом.

Ансамбль НОХЧО кехат пондар. Фото с youtube.com
Ансамбль НОХЧО кехат пондар. Фото с youtube.com

Кавказская гармоника (кехат-пондар) является самым распространённым музыкальным инструментом на Северном Кавказе, широко известна с последнего десятилетия XIX в. Её появление и быстрое распространение в регионе стало отправной точкой возникновения новых исполнительских технологий.

Гармонь "Кавказская" хроматическая с кусковыми голосовыми или цельнометаллическими голосовыми планками
Гармонь «Кавказская» хроматическая с кусковыми голосовыми или цельнометаллическими голосовыми планками

Существуют три основных вида гармоники: кавказская гармоника с 12, 16 и 18 клавишами на правой клавиатуре; гармоника с 18 и более клавишами (иначе называемая «буххара») и «бузика» – однорядная гармоника. По сравнению с русским баяном и разными видами русских гармошек, кавказские национальные модели отличаются своеобразным, вибрирующим и резковатым форсированным звуком.

Гармонь — королева праздника. Ей, как и кавказскому барабану, приписывается важнейшая историко-культурная роль. И не только. «Даже если мы все до одного погибнем, пусть эта гармонь пребудет вовеки, а кто будет играть на ней и вспоминать нас, тот и будет нашим братом» — цитата из нартского эпоса. Так герои — нарты, предавая гармонь друг другу за столом, увековечили её в истории Кавказа как драгоценный вечный символ их сплочённости и дружбы.