Музыкальное творчество, звукозапись и музыкальный бизнес не стоят на месте — ежегодно появляются новые технологии, новые средства, а значит, и новые термины. Чтобы лучше ориентироваться в современной музыке и понимать новую культуру, объясним основные термины и обозначения, принятые на сегодня.

Музыкальное и звуковое творчество

Битмейкер (англ. beatmaker от beat — ритм и maker — изготовитель; то есть создающий бит) — в рэп-музыке: человек, создающий музыкальное сопровождение для MC. Бит — основная часть музыки (трека), на которую рэп-артисты начитывают свои тексты. Битмейкер выполняет функции композитора и аранжировщика. Создание битов является искусством в жанрах рэпа и хип-хопа

Бит-тейп. Это архив, фонотека, сборник всех битов, сделанных битмейкером.

Брейкдаун. В переводе — упадок, остановка, провал. Изначально термин обозначал часть рок-композиции с замедленным темпом и исполняемую басистом и клавишником (иногда барабанщиком). Позднее брейкдаун стал частью танцевальной диджейской культуры. Эмоционально — психологически готовит публику к очередному взрыву (выбросу) энергии на танцполе.

Ди-дже́й (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением.

Кавер, ка́вер-ве́рсия (в пер. с англ.— покрывать) — исполнение или запись авторского музыкального произведения другим музыкантом, вокалистом или группой. Кавер является частным случаем ремейка (см. ниже). Концерт или диск, полностью состоящий из кавер-версий песен одного исполнителя или группы, называется трибьютом (от англ. tribute — дань, дар).

МС Эмси или MC (сокр. англ. Master of Ceremonies), в регги-культуре и хип-хопе — ведущий мероприятий, артист, в сопровождении электронной танцевальной музыки произносящий со сцены слова — заранее сочинённые или импровизированные, обычно в виде рэпа — чтобы раззадорить публику, а также представить диджея. Эмси не только ведёт вечеринки, но и представляет гостей, диджея, участников, проводит конкурсы; в его задачи входит «завести толпу». Он должен чувствовать аудиторию, её пожелания и настроения, а также обладать значительным словарным запасом, чувством юмора, уметь импровизировать. С конца 1970-х годов термин «МС» стал ассоциироваться с хип-хоп-музыкой и культурой. Эмси читает рифмованные строки, написанные ранее либо сочинённые экспромтом (freestyle) — чтобы представить зрителям и слушателям диджея, с которым работает, чтобы разогреть толпу, показать себя либо прокомментировать общественно важное событие. С развитием хип-хопа термин МС стали расшифровывать также как microphone controller («контролёр микрофона»), mic checka («проверяющий микрофон»), music commentator («комментатор музыки»), и даже moves the crowd («управляющий толпой»). Сегодня термин «МС» используют наравне с понятием «рэпер», другие вкладывают в него более широкий смысл.

Музмейкер. Интегральное понятие профессии, включающей работу аранжировщика, студийного звукорежиссёра и продюсера записей различных стилей и направлений.

Ремикс. Ремиксированный (в переводе — пересмешанный или пересведённый) трек или фонограмма значит то, что в аранжировке и звучании исходного материала произошли некоторые некритичные изменения. При этом звучание оригинальных составляющих (треков, партий инструментов) обычно не меняется. Изменениям чаще всего подвергается длина фонограммы в сторону удлинения или уменьшения, также может быть добавлен какой-либо инструмент или звук, может произойти изменение структуры партии инструмента.

Ремейк. Это полностью переделанная фонограмма: изменена аранжировка и звукорежиссура трека, заново спета или сыграна мелодия.

Саббас. Это часть спектра фонограммы в районе от 20 до 160 герц. Воспроизводится качественными акустическими системами и сабвуфером (АС с одним низкочастотным динамиком). Внимание к этому диапазону повысилось в связи с ростом популярности некоторых направлений музыки, в которых делается акцент на звучание баса и бочки (хип-хоп, «тяжелые» рок-стили, танцевальная музыка).

Трек. Это слово сегодня имеет двойное значение. Треком называют саму фонограмму в виде файла, предназначенного для воспроизведения, так и отдельно записанную партию какого- либо инструмента и представленную в виде осциллограммы или спектрограммы в звуковом редакторе. Первое понятие — чаще всего диджейское, а второе — относится к сфере музмейкинга и звукорежиссуры.

Трекер. Слово, также имеющее в русском языке два значения. Первое — это название устаревшего цифрового аудиоредактора, работающего на сэмплах (лупах, ван-шотах), из которых легко можно было сложить трек (партию). Второе — это сайт-торрент.

Музыкальный бизнес (дистрибуция)

Feat. Сокращённое «featuring», или «при участии», совместно с кем-либо, произведена запись трека. Всегда отмечается, если партнёр известен как самостоятельная творческая единица или участник другого известного музыкального проекта.

Сингл. (в пер. с англ.- единичный). По-другому, это маленький диск (раньше — маленькая пластинка) с одной музыкальной композицией. На старых виниловых сорокапятках их было две — с одной и другой стороны пластинки. Синглы с хитовыми песнями альбома выходили до официального релиза альбома.

EP (Extended Play). Иначе — миньон, или миниальбом, состоящий из четырёх-шести музыкальных произведений. Распространённая форма носителей музыки как в эпоху грампластинок, так и сейчас.

Альбом. Это самый распространённый и стандартный вариант записи музыкальных произведений на носители (от десяти до восемнадцати треков). Виниловая пластинка — альбом носит название LP (long play), также есть варианты: двойной альбом (2 CD или 2 LP), тройной альбом и бокс-сет (сборник альбомов).

Микстейп. Распространенная форма дистрибьюции своего творчества через интернет для начинающих. По сути, это сборник чужих фонограмм или заимствованного звукового сырья с напетыми или начитанными поверх текстами. Своеобразный незатратный вариант привлечь к себе внимание слушателей.

Релиз. Реализация, выпуск, демонстрация, показ законченного музыкального продукта (чаще альбома). Включает набор мероприятий, направленных на продвижение и массовые продажи этого продукта.

Стриминг (прослушивание) – предоставление доступа к контенту в сети Интернет через web-ресурс или специальное приложение на устройстве пользователя в режиме реального времени с целью его прослушивания или просмотра с применением технологии, которая не допускает сохранения или иного копирования контента в устройство пользователя в процессе и по завершении прослушивания (кроме транзитного сохранения, требуемого для передачи в режиме реального времени, например, в буфере данных).

Продакшн. В буквальном переводе — производство, или процесс создания (текст, музыка, аранжировка) музыкального произведения, а также монтаж, обработка, сведение и мастеринг фонограмм. Иногда применяется как жаргонизм к готовым аудио — продуктам универсального предназначения (для использования в кино, на телевидении, в аудио-рекламе и др.).