Eldar Zhanikayev: "We must value and cherish this memory, pass it on to future generations ..."

NewsEldar Zhanikayev: “We must value and cherish this memory, pass it on to the next ...

Concert videos

There are many dark pages in any story. Deportation became one of the most painful stages for the peoples of the Caucasus mountains in the XNUMXth century.

More than six hundred thousand people received the stigma of "special settler" and were forcibly expelled from their native lands. In a matter of hours, people already wounded by war and deprivation received a blow of fate that changed their lives forever. November 2, February 23, March 8 are dates that should never be forgotten.

Eldar Zhanikayev и Magomed Kumykov in the video project "I returned home" they told the story of soldiers who returned with victory to their native villages, filled not with a holiday, but with a suffocating emptiness. The video reflects four real stories of soldiers who found their hearth extinguished: Kambulat Gaisanov, Magomed Khochuev, Yunus Abdulshaidov and Khamit Kanamatov.

We were told about how the work on the video and the song itself went: the author of the song is Fatima Akbulatova, the performer is Eldar Zhanikayev and the director is Magomed Kumykov.

How did you get the idea to show the deportation through the eyes of a returning soldier?

Fatima Akbulatova
Fatima Akbulatova

Since my Balkar people, along with other Caucasian peoples, were deported, I naturally know well about this tragedy. I have heard stories about this since childhood. Every family has its own stories, its own pain, its own losses. But to write the words of this song, I was inspired by Ruben Muradyan's film "The Road to the Edge of Life", 1995 about the deportation of the Balkar people. There is just such a moment when a soldier returned from the war to his aul and saw this tragedy.

Magomed Kumykov
Magomed Kumykov

The idea came from the words of the song itself. Such stories, perhaps, have heard or are known to all people whose peoples were subject to repression. The soldiers, not believing the words of their commanders, still tried to return to their land. The video is based on the story of 4 veterans - a Chechen, Ingush, Karachai and Balkar. They talk about their emotions when they received the black news from their home.

Eldar Zhanikayev
Eldar Zhanikayev

You know, this is a separate topic in the history of resettlement, when a soldier who sheds blood on the fronts of the Second World War suddenly receives the stigma of "special settlers" along with his slandered people. They are taken away from their native land and are trying to wipe their history and culture off the face of the earth so that the world will forget about them. Magomed and I often discussed this topic, and when I saw Fatima's amazing poems for the first time, I realized that I had to sing this song and tell this story.

Photos from the set of the video "I'm back home"
Photos from the set of the video "I'm back home"

How did you work on the project?

Magomed Kumykov: Eldar Zhanikayev liked the idea, and we began to select actors for the roles of soldiers. If it turned out to be easy to find the guys, then the veterans had to be looked for, since there were only a few of them, all connections and acquaintances were connected. All of them, unfortunately, are no longer in health. Combat wounds and advanced age have an effect. The youngest veteran is 99 years old.

Then we started looking for locations. They had to be iconic too. In Ingushetia, the choice fell on the Erzi tower complex, in Karachay-Cherkessia, on the village of Khurzuk with its unique wooden architecture. In Kabardino-Balkaria, the shooting took place in the village with the tragic history of Soutu, and in the Chechen Republic - in Shira-Yurt - an open-air museum complex.

Everyone who literally heard about the subject provided assistance in filming. Everyone extended a helping hand - from the Minister of Tourism of the Chechen Republic Muslim Baytaziev to road guards.

If the stories of the veterans evoked certain emotions, then the acting added new facets. I hope they will not leave anyone indifferent.

For example, the Honored Artist of the Republic of Ingushetia Lom-Ali Torshkhoev admitted before filming that he had not yet had a chance to cry at the camera, he was afraid that he would succeed. But as soon as he played the song on the set, he literally burst into tears.

I like to set goals and objectives for the actors right before shooting. In this case, they give the most honest emotions.

In the course of your work, you interviewed representatives of different peoples of the Caucasus who have traveled this difficult path. Tell us how similar or different their stories, emotions, memories are now. What unites their words and views?

Magomed Kumykov: Veterans have the same sense of some betrayal. They still do not understand how and for what it was possible to expel a whole people, while its best representatives gave their lives on the fronts of the Great Patriotic War.

Why do you think, after many years, this wound of nations has not healed and will it ever heal?

Fatima Akbulatova: In my opinion, people perceive injustice more acutely and most painfully. It is the grievance for undeserved accusations of betrayal and the subsequent repression of entire nations that are painful in the hearts of more than one generation who survived this tragedy.

Today, as long as our grandparents and those who heard stories about terrible events from them are still alive, the memory of life in exile is still alive. But, as they say, time heals, life cannot be stopped, especially considering the global processes that change our reality every day. In this regard, my answer to the question "will this wound heal someday?" may sound strange, but I wish it didn't happen. As a sign of respect for our roots, for those innocently killed from hardships and hardships during the years of resettlement, we cannot, we have no right to forget about it. Our language, traditions and history are what make us Balkars.

Eldar Zhanikayev: This must be remembered and it is obvious. Firstly, because our human duty is to honor the memory of these people, that in the end the peoples survived, they preserved their heritage, identity and culture. In gratitude for this, we must value and cherish this memory, pass it on to future generations, and be useful to our people. Secondly, we must keep an understanding of what these events lead to. And war and deportations are things that never end well.

Magomed Kumykov: Will this wound heal? They say that time heals. But the wound is too deep and lacerated to forget that. Yes, perhaps we must not forget. At least for the sake of such a thing never happens again and with any people.

Photos from the set of the video "I'm back home"
Photos from the set of the video "I'm back home"

What emotions did you experience while working on the project?

Fatima Akbulatova: I was afraid that I would not be able to convey the feelings experienced by the soldier who returned from the war to the devastated house. I really wanted it to sound sincere and truthful.

Eldar Zhanikayev: It is very difficult to describe the emotions that we experienced, that the peoples experienced, but we tried to do it as naturally as possible, since they overwhelmed us. Hope we did it.

What should new generations do to preserve this memory and prevent the recurrence of any manifestation of nationalism in the future?

Fatima Akbulatova: The issue of preserving the events of March 8, 1944 in the memory of generations, in my opinion, is part of a larger issue of preserving us as a people. It is more capacious and complex than it might seem at first glance. The solution is to strengthen the connection between generations, to promote traditions and the native language, to preserve and reproduce important events in the life of the people through theatrical performances, films, songs, poems, art exhibitions, thematic evenings with the involvement of representatives of other repressed peoples.

It is necessary to involve more young people in this process and use the information platforms that are popular among the younger generation. Nationalism is a concept that is being talked about a lot today. Modern society should not be afraid to admit and talk about their mistakes, only this can save us from their repetition.

What would you like to wish the audience on the day of the premiere?

Fatima Akbulatova: I wish peace and prosperity to my Karachai-Balkar people and to everyone who suffered the same tragedy. Let not a single person be subjected to such terrible tests.

I wish all of us to have more reasons to write funny songs about happiness, friendship and love in our life!

Eldar Zhanikayev: On the day of the premiere, I want to tell the audience that first of all, no matter what nationality we are, we are people. And we are equal before God, who created us all.

Magomed Kumykov: I would like to thank everyone who took part in the work, helped and supported us, wherever they went: in the Chechen Republic, the Republic of Ingushetia, Karachay-Cherkessia and Kabardino-Balkaria! We would like to thank the Ministry of Tourism of the Chechen Republic in the person of the Minister Muslim Baytaziev and the Grozny State Television and Radio Broadcasting Company for their help. Russian State Music and Drama Theater of the Republic of Ingushetia and Honored Artist of the Republic of Ingushetia Bela Bazorkina. In Karachay-Cherkessia - Hanafi Khasanov deputy. director of the historical and cultural museum-reserve of the KChR.

I thank our film crew: cameraman - Islam Azamatov, drone operator - Khusen Shadiev, assistants - Elmira Zharashueva and Azamat Chechenov, editor - Mikhail Taov, and, of course, actors: Lom-Ali Torshkhoev, Shamil Mukayev, Murat Gilyakhov, Abubakar. Also, I would like to express my gratitude to the Kavkaz Music label for supporting our creative projects.

Listen and download Eldar Zhanikayev's song "I returned home"


   

Join us online

2 030 000Subscribers
40 270Readers
69 430Followers
68 260subscribers
12 277in the community
15 440Fans
Channel "Sound-M" on YouTube. Subscribe to Caucasus videos!

Latest Premieres

Most Recent Videos

Эльдар Жаникаев: «Мы должны ценить и беречь эту память, передавать ее следующим поколениям…»

НовостиЭльдар Жаникаев: «Мы должны ценить и беречь эту память, передавать ее следующим...

Концертные видеозаписи

В любой истории есть множество темных страниц. Одним из наиболее болезненных этапов для народов кавказских гор в XX веке стала депортация

Более шестисот тысяч человек получили клеймо «спецпереселенца» и были насильственно высланы с родных земель. За считанные часы, люди, уже раненные войной и лишениями, получили удар судьбы, изменивший их жизни навсегда. 2 ноября, 23 февраля, 8 марта – даты, которые никогда не должны быть забыты.

Эльдар Жаникаев и Магомед Кумыков в видео проекте «Я вернулся домой» рассказали историю солдат, вернувшихся с победой в родные аулы, наполненные не праздником, а удушающей пустотой. В клипе отражены четыре реальные истории солдат, нашедших свой очаг затушенным: Камбулата Гайсанова, Магомеда Хочуева, Юнуса Абдулшаидова и Хамита Канаматова.

О том, как проходила работа над клипом и самой песней нам рассказали: автор песни — Фатима Акбулатова, исполнитель – Эльдар Жаникаев и режиссёр — Магомед Кумыков.

Как пришла идея показать депортацию глазами вернувшегося солдата?

Фатима Акбулатова
Фатима Акбулатова

Так как мой балкарский народ, наряду с другими кавказскими народами, подвергся депортации, я естественно хорошо знаю об этой трагедии. С детства слышала рассказы об этом. В каждой семье есть свои истории, своя боль, свои потери. Но на написание слов этой песни меня вдохновил фильм Рубена Мурадяна «Дорога на край жизни», 1995 г. о депортации балкарского народа. Там есть именно такой момент, когда солдат вернулся с войны в свой аул и увидел эту трагедию.

Магомед Кумыков
Магомед Кумыков

Идея пришла из слов самой песни. Подобные истории, пожалуй, слышали или знают все люди, чьи народы были подвержены репрессиям. Солдаты, не веря словам своих командиров, всё равно пытались вернуться на свою землю. В основе клипа история 4 ветеранов — чеченца, ингуша, карачаевца и балкарца. Они рассказывают о своих эмоциях, когда получили черную весть с родного дома.

Эльдар Жаникаев
Эльдар Жаникаев

Знаете, это отдельная тема в истории переселения, когда солдат, проливающий кровь на фронтах ВОВ, вдруг получает клеймо «спецпереселенцев» вместе со своим оклеветанным народом. Их увозят из родного края и стараются стереть с лица земли их историю и культуру, чтобы мир забыл о них. Мы часто с Магомедом обсуждали эту тему, и, впервые увидев потрясающие стихи Фатимы, я понял, что должен исполнить эту песню и рассказать эту историю.

Фото со съёмочной площадки видео «Я вернулся домой»
Фото со съёмочной площадки видео «Я вернулся домой»

Как проходила работа над проектом?

Магомед Кумыков: Идея понравилась Эльдару Жаникаеву, и мы начали подбирать актёров на роли солдат. Если ребят найти оказалось несложно, то ветеранов пришлось искать, так как их остались единицы, подключали все связи и знакомства. Все они, к сожалению, уже не в здравии. Сказываются боевые раны и преклонный возраст. Самому младшему ветерану 99 лет.

Потом мы начали искать локации. Они должны были быть тоже знаковыми. В Ингушетии выбор пал на башенный комплекс Эрзи, в Карачаево-Черкесии на аул Хурзук с его уникальным деревянным зодчеством. В Кабардино-Балкарии съемки проходили в ауле с трагической историей Сауту, а в Чеченской Республике — в Шира-Юрте — музейном комплексе под открытым небом.

Помощь в съемках оказали все, кто буквально слышал о тематике. Руку помощи протянул каждый — от министра туризма Чеченской Республики Муслима Байтазиева, до дорожных постовых.

Если рассказы ветеранов вызвали определенные эмоции, то актерская игра добавила новые грани. Надеюсь, они никого не оставят равнодушными.

Например, заслуженный артист республики Ингушетия Лом-Али Торшхоев перед съемками признался, что плакать на камеру ему ещё не доводилось, он опасался, получится ли. Но стоило включить песню на площадке, как он буквально зарыдал.

Я люблю ставить цели и задачи перед актерами прямо перед началом съемки. В этом случае они дают самые честные эмоции.

В процессе работы вы взяли интервью у представителей разных народов Кавказа, прошедших этот тяжелый путь. Расскажите, насколько похожи или отличаются сейчас их рассказы, эмоции, воспоминания. Что объединяет их слова и взгляды?

Магомед Кумыков: У ветеранов одинаковое чувство некоторого предательства. Они до сих пор не понимают, как и за что можно было выслать целый народ, в то время, как его лучшие представители отдавали свои жизни на фронтах Великой Отечественной.

Как вы думаете, почему, по прошествии многих лет, эта рана народов не зажила и заживёт ли она когда-нибудь?

Фатима Акбулатова: На мой взгляд, людьми острее и больнее всего воспринимается несправедливость. Именно обида за незаслуженные обвинения в предательстве и, последовавшие за этим, репрессии целых народов отдаются болью в сердцах не одного поколения, переживших эту трагедию.

На сегодняшний день, пока живы наши дедушки и бабушки и те, кто слышал рассказы о страшных событиях от них, память о жизни в изгнании жива. Но, как говорится, время лечит, жизнь не остановить, тем более учитывая глобальные процессы, которые меняют нашу действительность с каждым днём. В связи с этим, мой ответ на вопрос «заживёт ли эта рана когда-нибудь?» может показаться странным, но мне бы хотелось, чтобы этого не случилось. В знак уважения к своим корням, к безвинно погибшим от тягот и лишений в годы переселения мы не можем, не имеем права забывать об этом. Наш язык, традиции и история — это то, что делает нас балкарцами.

Эльдар Жаникаев: Об этом надо помнить и это очевидно. Во-первых, потому, что наш человеческий долг — чтить память об этих людях, о том, что в итоге народы выстояли, они сохранили свое наследие, самобытность и культуру. В благодарность за это мы должны ценить и беречь эту память, передавать ее следующим поколениям, быть полезными своему народу. Во-вторых, мы должны хранить понимание о том, к чему приводят подобные события. И война и депортации – это то, что никогда не заканчивается хорошо.

Магомед Кумыков: Заживет ли эта рана? Говорят, что время лечит. Но рана слишком глубокая и рваная, чтобы забыть такое. Да, пожалуй, и нельзя забывать. Хотя бы ради того, чтобы подобное не повторилось никогда и ни с одним народом.

Фото со съёмочной площадки видео «Я вернулся домой»
Фото со съёмочной площадки видео «Я вернулся домой»

Какие эмоции вы испытывали в процессе работы над проектом?

Фатима Акбулатова: Я боялась, что не смогу передать чувства, которые испытал солдат, вернувшийся с войны в опустошенный дом. Очень хотела, чтобы прозвучало искренне и правдиво.

Эльдар Жаникаев: Эмоции, которые мы испытывали, которые пережили народы, описать очень сложно, но мы постарались это сделать максимально естественно, так как они нас переполняли. Надеюсь, что у нас получилось.

Что новые поколения должны делать, чтобы сохранить эту память и предотвратить повторение любого проявления национализма в будущем?

Фатима Акбулатова: Вопрос сохранения в памяти поколений событий 8 марта 1944 года, на мой взгляд, это часть более масштабного вопроса о сохранении нас как народа. Он более ёмкий и сложный, чем может показаться на первый взгляд. Решение заключается в укреплении связи поколений, в пропаганде традиций и родного языка, сохранении и воспроизведении важных событий в жизни народа с помощью театральных постановок, фильмов, песен, стихотворений, художественных выставок, тематических вечеров с привлечением представителей других репрессированных народов.

Необходимо привлекать к этому процессу больше молодежи и использовать при этом те информационные платформы, которые популярны среди молодого поколения. Национализм — понятие, о котором на сегодняшний день говорят очень много. Современное общество не должно бояться признавать и говорить о своих ошибках, только это может нас спасти от их повторения.

Что бы вы хотели пожелать зрителям в день премьеры?

Фатима Акбулатова: Желаю мира и процветания своему карачаево-балкарскому народу и всем, кто перенес такую же трагедию. Пусть ни один человек не подвергнется таким страшным испытаниям.

Желаю нам всем, чтобы в нашей жизни было больше поводов писать веселые песни о счастье, дружбе и любви!

Эльдар Жаникаев: Слушателям хочу сказать в день премьеры, что в первую очередь, какой бы национальности мы не были – мы люди. И мы равны перед Богом, который нас всех создал.

Магомед Кумыков: Я хотел бы поблагодарить всех, кто принял участие в работе, помог нам и поддержал, куда бы ни отправились: в Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии! Благодарим за помощь Министерство туризма ЧР в лице министра Муслима Байтазиева, ЧГТРК «Грозный». Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия и заслуженную артистку Республики Ингушетия Бэлу Базоркину. В Карачаево-Черкесии — Ханафи Хасанова зам. директора историко-культурного музея-заповедника КЧР.

Благодарю нашу съемочную группу: оператора — Ислама Азаматова, оператора дрона — Хусена Шадиева, ассистентов — Эльмиру Жарашуеву и Азамата Чеченова, монтажера — Михаила Таова, и, конечно же, актеров: Лом-Али Торшхоева, Шамиля Мукаева, Мурата Гиляхова, Абубакара Усманова. Также, хотелось бы выразить благодарность лейблу Kavkaz Music за поддержку наших творческих проектов.

Слушать и скачать песню Эльдара Жаникаева «Я вернулся домой»


   

Присоединяйтесь к нам в сети

1 810 000Подписчиков
39 300Читателей
62 630Followers
65 480подписчиков
12 116в сообществе
10 153Поклонников
Канал "Звук-М" на YouTube. Подписывайся на видеоклипы Кавказа!

Последние премьеры

Самые свежие видео