Современная российская импровизационная музыка пронизана московским вайбом, отголосками фольклора и… Венгрией. Во всяком случае, новые альбомы наших так рифмуются — чем случайнее, тем вернее.
В отечественной импровизационной музыке все хорошо, кроме записей. Нет, всяких джемов на камеру/телефон — навалом. Но вот с официальными плохо. Настоящая, прямо скажем, засада: аренда студии стоит столько, что продажами дисков никак она не окупится. То есть для российских джазменов альбом на «физике» — это прям заявка, и серьезная!
Gebhard Ullmann & Alexey Kruglov «Moscow – Berlin»
Есть такой замечательный лейбл в Москве — Fancy Music. «Fancy» — хорошее слово. Многозначительное. «Замороченный», например. Он и выпускает вот эти вот непростые стили, от современной композиции до авангардного джаза, который уже не похож на джаз.
Московский саксофонист Алексей Круглов записывает по нескольку альбомов в год в разных составах. Выпускает в том числе на культовом для фри/авангарда лейбле Leo Records (и, кстати, сам организатор фестиваля артистов этого лейбла в России). Для Fancy Music Круглов — идеальный клиент; лейбл уже выпустил несколько его альбомов, в том числе — B.A.C.H., где творения Иоганна Себастьяна Баха как-то очень необычно переосмыслены, сразу и не поймешь, как именно. Как строгого Баха можно превратить в почти что фри? А вот можно!
Но альбом Круглова с берлинцем Гебхардом Ульманом — уже такой фри по правилам, пусть даже это и звучит как оксиморон. Два саксофониста играют свободные импровизации поперек друг друга. Дуэль саксофонов. Обертоны и мультифоника. Мастера! И да, в этом шуме, шорохе и вайбе — ощущения Москвы и Берлина, двух беспокойных столиц.
Bigateque feat. Barabas Lorinc «Jericho»
Московский по месту дислокации, но совершенно интернациональный по всему — коллектив барабанщика по имени Владимир Глушко, по прозвищу Big. Этого человека можно видеть в клубе «Дом» всегда: он либо играет, либо слушает, либо одалживает свою барабанную установку заезжим знаменитостям. Сам очень классный барабанщик — четкий, креативный и, если так можно выразиться, интеллигентный. С ним на данном альбоме играет также интересный трубач/кинокомпозитор Антон Силаев. И — венгр Леринц Барабаш.
Есть такой штамп для хорошей-прогрессивной музыки: это-де не стыдно слушать на западном фестивале. Bigateque не стыдно слушать и у нас, что гораздо существеннее. Уж коль скоро мы начали говорить о городах, то музыка альбома точно совпадает с московским вайбом. В метро и машине комфортно слушать. Она — про сегодняшний день, да. Но все равно — отголоски Тарасова/Чекасина и фольклора даже. Видимо, это просто в ДНК!
Вежливый отказ «Военные куплеты»
Девятый в дискографии «Отказа» и первый за семь лет студийный альбом группы, которую относят то к русскому року, то к космополитическому авангарду, но вот она как-то не хочет ни к чему относиться. Точнее, ни к чему устоявшемуся; каждый альбом «ВО» — попытка придумать какую-то свою музыку, полушутя-полусерьезно, потом разыграть-разымпровизировать ее так, чтобы создавалось ощущение прекрасного хаоса. Альбом начинается бравурным маршем «А вдруг!»; продолжается смесью фри-джазовых фраз с романтичными мотивами — да, такое невозможно представить себе, но так и есть. Про музыкантов «Отказа» говорить нечего: фишка в том, что это фактически супергруппа сложившихся личностей. Андрей Соловьев — русский Лестер Боуи, если позволите. Задумчивая бас-гитара Дмитрия Шумилова контрастно сочетается с остинатными минималистичными пассажами вернувшегося пианиста Максима Трефана (Павел Карманов тоже присутствует в двух треках).
«Пехота в окопах» начинается с больной скрипки Сергея Рыженко, наигрывающей какую-то смутно знакомую песню, прерывается резкими барабанами и потом скатывается в просто какофонию. Вообще это очень изобразительная, визуальная музыка — не удивлюсь, если Роман Суслов сотоварищи сочиняли все это, глядя какие-нибудь немые фильмы про войну. Про «Военные куплеты» было известно давно — новые песни даже сыграли в «скороварке», т.е. Доме музыки — но невозможно было себе представить, что «ВО» создаст самое пацифистское произведение, которое только можно придумать.
The Second Approach Trio «Rezi Vár»
Теперь станет понятно, насколько у нас плохо с официально изданными джаз-альбомами, потому что обзор мы завершим релизом той же Fancy Music. Альбом трио «Второе приближение», как ни странно, рифмуется с творением «Вежливого отказа». Тоже такой пестрый постмодерн обо всем.«Второе приближение» — группа, которая прочно присутствует в отечественном (да и европейском) контексте импровизационной музыки уже два десятка лет — это пианист Андрей Разин, басист Игорь Иванушкин, певица Татьяна Комова. При этом они как-то особняком стоят: это и не этно-джаз, и не авангард… и совершенно европейская по духу группа. Этот альбом навеян атмосферой венгерского населенного пункта и крепости под названием Рези Вар. Как написано в Liner notes, здесь нет «типичных венгерских интонаций, да мы и не собирались играть нечто эдакое, “мадьярское”. Для нас важно, что дух этой музыки несомненно рожден одухотворенным местом».
«Betyár Csárda» — умеренный авангард, шумный-смешной. В «Fairy Tale» слышатся отголоски фольклора, как и в медитативной «Petőfi Waltz», которая должна вызывать «ассоциации со свободолюбивой лирикой Шандора Петёфи», по мнению Разина. А «Paprika Blues» очень эффектно начинается контрабасом Иванушкина с характерным его круглым твердым звуком, с оттяжечкой, качающим портато. Видео выставляем не из альбома, но — характерное.
Опубликовано по материалам stereo.ru