История. Народные сказители Кавказа
Одним из немногих источников культуры Кавказа является фольклор. Ему приписывают особое значение в процессе коммуникации национальных этнокультур региона, в частности – фольклору песенному. Здесь издавна носителями и распространителями произведений фольклора были народные сказители (в других культурах: барды, трубадуры, менестрели).
Вайнахи путешествующих певцов называли «илланчи», осетины — «кадæггæнæг», балкарцы- «халкжерчи», а адыги — «джегуако». Также можно отметить, что по форме творчества народные сказители были близки русским скоморохам и французским жонглёрам. Их мастерство гармонично сочетало умения певцов, творцов и исполнителей, артистов цирка и сказочников, блюстителей этикета и организаторов шоу.
Источником творчества сказителей был нартский эпос, в нем они черпали образы героев своих песен, приёмы поэтического творчества и традиции сочинительства. Такие качества героев как мужество, сила, величие духа и красота подвига становятся лейтмотивом множества сюжетов песен сказителей. Более того, их выступления были своеобразными литературно – музыкальными сюитами, поскольку после исполнения песни, сказитель должен был рассказать предание, повествующее о человеке или событии, которому была посвящена песня.
В отсутствие письменности такая живая историческая память имела большую значимость в культурной жизни населения Кавказа. По сути, речь идёт о своеобразной информационной технологии жителей региона того времени, неком способе организации и переносе информации из поколения в поколение, с помощью коллективных усилий и коллективной памяти.
Народные песни Кавказа
К сожалению, имена многих сказителей, также как и тысяч исполнителей народных песен, не сохранились до наших дней. В каждом селе и ауле жили свои «звёзды», они воодушевляли и развлекали своих земляков, были выразителями их мыслей и устремлений. О певцах из народа слагали легенды, которые жили в веках.
Благодаря М.Ю.Лермонтову и его поэме «Измаил – Бей» о них узнала вся Россия:
Вокруг огня, певцу внимая,
Столпилась юность удалая,
И старики седые в ряд
С немым вниманием стоят.
На сером камне, безоружен,
Сидит неведомый пришелец, —
Наряд войны ему не нужен,
Он горд и беден, он певец!
Дитя степей, любимец неба,
Без злата он, но не без хлеба.
Вот начинает: три струны
Уж забренчали под рукою.
И живо, с дикой простотой
Запел он песни старины.
Историко-героическое содержание народной песни Кавказа становится со временем для слушателей символом и отправной точкой эмоциональных переживаний в оценке реальных исторических событий. Это относилось практически ко всем народам, заселяющим регион.
Общность восприятия песенного фольклора не исключила сохранность локальных песенных традиций. Также стоит заметить, что в среде кавказцев были популярны и религиозные жанры, такие как зикры и назмы.
От истории к современности Кавказского региона
Культура региона пережила три масштабные исторические эпохи болезненных преобразований, связанных с исторической имперской реформой 60-70-х годов 19 века, строительством социализма в советское время и демократической модернизацией с 90-х годов прошлого века.
Особенно заметные изменения песенная культура Кавказа потерпела в период после Великой отечественной войны, когда сплоченные общей борьбой и великой победой народы создали тесные творческие связи в жанре патриотической советской песни и песни эстрадной. До этого времени (20-е – 30- е годы), социокультурная специфика местных сообществ полностью игнорировалась.
И напротив, почти всю вторую половину прошлого века можно назвать эпохой национального культурного расцвета. Демократические реформы и сложные национально-политические взаимоотношения между странами и субъектами в последние десятилетия не лучшим образом повлияли на песенную культуру региона.
Но важно то, что культура Кавказа жива и развивается по независимым от внешних обстоятельств законам. Регион гордится своими звёздами и бережно хранит жемчужины своего богатого песенного наследия.
Певцы Кавказа в издательстве «Звук-М»
Музыкальное издательство «Звук-М» (ООО «Звук-М») является крупнейшим на Северном Кавказе и Юге России, владеет правами на более чем 10000 объектов авторского права в сфере аудио и аудиовизуального контента.
С издательством работает более 1000 певцов, музыкантов, композиторов и поэтов ЮФО и СКФО с общим населением более 26,2 млн. человек. Посмотреть каталог лучших исполнителей Юга России.
По объёму каталога исполнителей и произведений, трафику трансляций, продаж и концертной деятельности, а также жанрового разнообразия издательство по итогам более чем 15-летней деятельности входит в десятку лидеров этого сегмента рынка в России.
Отмечая неуклонное повышение интереса к музыке Кавказа как в Российской Федерации, так и других странах, ООО «Звук-М» стремится к дальнейшему улучшению имиджа Северного Кавказа и населяющих его национальностей путём последовательного расширения географии представления национального контента, повышения количества и качества каналов для его распространения.
На фото в топе статьи: Мужской хор Северо-Осетинской Госфилармонии. Фото с сайта http://ossetians.com