Музыка
Самое сложное, но и самое воздействующее на человека искусство появилось ещё на заре человечества.
Как именно музыка вошла в жизнь человека – на этот счёт существует масса гипотез и предположений. Определённо ритм, в равноотмеряемой пульсации помогал группам людей совершать повторяющиеся действия в процессе труда, а появление мелодии исторически связано с речью и её интонационной выразительностью. В дальнейшем музыка формировалась как звуковое изображение труда в обучении и религиозных актах, а также как подражание звукам природы с дальнейшим превращением их последовательностей в музыку, что, в свою очередь, развивало и образно-творческое мышление человека.
Ритм
Кстати, а вы знаете, какие инструменты его воспроизводят? Правильно, бочки, тарелки и прочая кухонная утварь, но имеющая точное международное название – ударные инструменты.
Считается, что первыми музыкальными инструментами (а изначально предметами быта, по которым стучали рукой или палкой) были именно ударные, которые подчеркивали ритм групповых трудовых действий.
В 15-17 веках, во время формирования Северо-Кавказских народностей и цивилизации региона, появился инструмент, ставший одним из самых распространенных на всей его территории. По сути – это небольшой остов бочки, обтянутый бараньей кожей. Догадались? Конечно. Ведь всё элементарно: баран-барабан.
Жители разных районов Северного Кавказа могут сказать, что это гавал на самом деле, или доул, а может и вообще — гуымцаег, и будут правы, по-своему.
Инструменты
Эволюция человека неразрывно связана с совершенствованием музыкальных инструментов и развитием музыкальной культуры.
Но любое совершенство относительно и процесс эволюции инструментов никогда не прекращался. Отсюда – их многообразие. Но в народных инструментах есть и общие черты, роднящие их с таковыми из других регионов и даже стран.
Нартовский эпос описывает двенадцати и восьмиструнную арфы осетин (дыууадæстæнон фæндыр), кабардинцев (пшынэ-дыкуакуэ), балкарцев (кынгыр-кобуз), под аккомпанемент которых исполнялись длинные вокальные сюиты, особо любимые народом. Другой популярнейший тип северокавказских инструментов – струнно-смычковый кобуз. Идентичный ему — осетинский «хъисын фæндыр», кабардинская «шичепшина», а у чеченцев и ингушей — «адхоку-пондур», «атух пондур», и наконец у дагестанцев — «чагана» и «кеманча».
Есть у северокавказцев и своя балалайка. По крайней мере, в манере игры и тембре это целый ряд уникальнейших этнических струнно-щипковых инструментов: осетинский «дала-фæндыр», кабардинский «апэ-пшынэ», балкарский «кыл-кобуз», чечено-ингушский «дечик-пондур», «мирза-пондур» и копия инструмента дагестанских народов— «агач-кобуз».
Это лишь малая часть всего многообразия музыкальных инструментов народов Северного Кавказа. Всё самое интересное о них — в наших следующих материалах.
Мы же начинаем большой разговор о Музыке с большой буквы, о её генезисе и всех её проявлениях, в том числе через историю появления и совершенствования музыкальных инструментов. А что может быть лучше музыки, этой вечной силы всеобъемлющего воздействия на человека и мир вокруг него, силы, которая сближает людей, помогает им учиться ценить и понимать прекрасное?