Дудук подарила миру Армения более 1500 лет назад
Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире, дошедший до наших дней практически в неизменном виде. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту, располагавшегося на территории Армянского нагорья (XIII — VI века до н.э.)
Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н.э.). В трудах армянского историка V века н.э. Мовсеса Хоренаци говорится об инструменте «циранапох» (трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.
Вследствие существования довольно обширных армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т.д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, дудук получает распространение на территориях Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму. Также дудук проникал за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим торговым путям, часть из которых проходила, в том числе и через Армению.
Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовлялся инструмент.
В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты теперь имеются у многих народов:
- Балабан — народный инструмент в Азербайджане, Иране, Узбекистане и у некоторых народов Северного Кавказа
- Гуань — народный инструмент в Китае
- Мей — народный инструмент в Турции
- Хитирики — народный инструмент в Японии.
Уникальное звучание дудука
История дудука
Юный ветер летел высоко в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним ветер, и понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце юный ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: «Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель». Шло время, заскучал юный ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой запуталась частичка ветра.
Веточку ту нашел юноша и вырезал из нее дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.
Такова легенда о Дудуке, армянском национальном музыкальном инструменте.
Особенности конструкции дудука. Материалы
Армянский дудук — это древний народный музыкальный духовой инструмент, представляющий собой деревянную трубку, имеющую восемь игровых отверстий на лицевой стороне инструмента и два на тыльной. Составные части дудука следующие: ствол, мундштук, регулятор и колпачок.
Он создаётся только из абрикосового дерева определённого сорта, произрастающего лишь в Армении. Только климат Армении способствует произрастанию этого сорта абрикоса. Не случайно, абрикос по-латыни «fructus armeniacus», то есть «армянский фрукт».
Великие армянские мастера пробовали применять и другие виды древесины. Так, например, в стародавние времена дудук изготовляли из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый похожий на молитву бархатистый голос, характерный этому уникальному духовому инструменту. Также из абрикоса изготавливают и другие духовые музыкальные инструменты — шви и зурну. Цветущий абрикос считается символом нежной первой любви, а его древесина — символ крепости духа, верной и долгой любви.
Широкое распространение получило исполнение музыки на дудуке в дуэте, где ведущий дудукист играет мелодию, а на втором дудуке играют аккомпанемент, также называемом «дам». При исполнении партии дама на дудуке, от музыканта требуется обладать следующими качествами: техникой циркулярного (непрерывного) дыхания и иметь совершенно ровную звукопередачу.
«Дам» — непрерывно звучащая нота тоники, на фоне которой развивается основная мелодия произведения. Искусство исполнения музыкантом (дамкашем) дама на первый взгляд может показаться не несущей в себе особой сложности. Но, как говорят профессиональные дудукисты, исполнение всего нескольких нот дама намного сложнее, чем целая партитура солирующего дудука. Искусство исполнения дама на дудуке требует специальных навыков, — правильной постановки во время игры, и особой вдержки исполнителя, который непрерывно пропускает через себя воздух.
Ровное звучание нот обеспечивается специальной техникой игры музыканта, который сохраняет воздух, вдыхаемый через нос, в щеках, обеспечивая непрерывный поток на язычок. Так же эта называется техникой перманентного дыхания (либо его называют циркулированным дыханием).
Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его плакать.
Разновидности дудука. Уход
В зависимости от длины различают несколько типов инструмента:
Самый распространённый из современных, дудук строя Ля, от 35 см в длину. Имеет универсальный строй, подходящий для большинства мелодий.
Инструмент строя До, длинной всего 31 см., за счет чего имеет более высокое и нежное звучание и больше подходит для дуэтов и лирических композиций.
Самый короткий дудук, строя Ми, используется в танцевальной народной музыке и его длина — 28 см.
Как и любой «живой» музыкальный инструмент, дудук требует постоянного ухода. Уход за дудуком заключается в протирании его основной части маслом грецкого ореха. Помимо того, что древесина абрикосового дерева имеет высокую плотность (772 кг/м3) и высокую износостойкость, масло грецкого ореха придаёт поверхности дудука ещё большую прочность, которое защищает его от агрессивного воздействия климата и окружающей среды — влажности, жары, низких температур. К тому же масло грецкого ореха придаёт инструменту неповторимый эстетически красивый вид.
Инструмент необходимо хранить в сухом, не влажном месте, при этом нежелательно его долгое время держать в закрытых и плохо проветриваемых местах, необходим контакт с воздухом. То же самое относится и к тростям. Если трости дудука хранить в каком-нибудь небольшом герметичном футляре или коробке, то желательно сделать на этом футляре несколько небольших отверстий для того, чтобы туда мог попасть воздух.
Если инструментом не пользоваться несколько часов, то пластины трости (мундштука) «слипаются»; это выражается в отсутствии необходимого зазора между ними. В этом случае мундштук наполняют теплой водой хорошенько встряхивают, закрыв пальцем его заднее отверстие, затем выливают воду и держат некоторое время в вертикальном положении. Примерно через 10-15 минут за счет присутствия внутри влаги открывается зазор у мундштука.
Приступив к игре, можно отрегулировать строй инструмента (в пределах полутона) за счет передвижения регулятора (хомута) в средней части мундштука; главное — не сильно его перетянуть, поскольку чем сильнее натянут регулятор, тем уже становится пасть у трости и, как следствие, более зажатый не насыщенный обертонами тембр.
Современное наследие дудука
Что объединяет имена Мартина Скорцезе, Ридли Скота, Ханса Цимера, Питера Гэбриэля и Брайна Мэя из легендарной группы Queen? Человек знакомый с кинематографом и интересующийся музыкой без труда проведет параллель между ними, ведь все они в то или иное время сотрудничали с уникальным музыкантом, сделавшим для признания и популяризации «души армянского народа» на мировой сцене больше чем кто-либо другой. Речь, конечно же, о Дживане Гаспаряне.
Дживан Гаспарян — армянский музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.
Он родился в небольшой деревушке неподалеку от Еревана в 1928 году. Свой первый дудук он взял в руки в 6 лет. Первые шаги в музыке он сделал совершенно самостоятельно — он учился играть на подаренном ему дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.
В двадцать впервые выступил на профессиональной сцене. За годы музыкальной карьеры неоднократно получал международные награды, в том числе и от ЮНЕСКО, но широкую мировую известность приобретает лишь в 1988 году.
А поспособствовал этому Brian Eno – один из самых талантливых и новаторских музыкантов своего времени, по праву считающийся отцом электронной музыки. Во время своего визита в Москву он случайно услышал игру Дживана Гаспаряна и пригласил его в Лондон.
С этого момента начинается новый международный этап в его музыкальной карьере, принесший ему мировую известность и познакомивший мир с армянской народной музыкой. Имя Дживана становится известно широкой аудитории благодаря саундтреку, над которым он работал вместе Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) к фильму Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа».
Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру — он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром.
В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. — начинает сотрудничество с Хансом Циммером (Hans Zimmer) над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.
Вот что говорит Ганс Циммер о сотрудничестве с ним: «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».
Вернувшись на родину, музыкант становится профессором Ереванской консерватории. Не оставляя гастрольную деятельность он начинает преподавать и выпускает немало известных исполнителей на дудуке. Среди них — его внук Дживан Гаспарян младший.
Сегодня дудук мы можем услышать во множестве кинофильмов: от исторических картин до современных голливудских блокбастеров. Музыку, исполненную Дживаном, можно услышать в более чем 30 фильмах. За последние двадцать лет в мире выпущено рекордное количество музыки с записями дудука. Игре на этом инструменте учатся не только в Армении, но и в России, Франции, Британии, США и многих других странах. В 2005 году, современным обществом, звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
Даже в современном мире, сквозь века продолжает звучать душа абрикосового дерева.
«Дудук — это моя святыня. Если бы я не играл на этом инструменте, не знаю, кем бы я стал. В 1940-х я потерял свою маму, в 1941-м отец ушел на фронт. Нас было трое, мы росли одни. Наверное, Бог так решил, чтобы я играл на дудуке, чтобы он меня спас от всех жизненных испытаний», — говорит артист.
Фото в топе предоставлено https://www.armmuseum.ru