Характер национально-хореографической культуры Карачаево-Черкесии довольно разнообразен и выражает темперамент, эстетические идеалы народа, его отношение к человеческим ценностям и миру, ощущение субстанции бытия. Танец в этом случае является своеобразным звеном, связывающим человека с природой и богом (рождает в себе магические силы).
Древние танцы Карачаево-Черкесии тесно связаны с песней, музыкой, драмой, молитвой, реквизитом. Древний национальный танец всегда несет многофункциональную специфику: каждое поколение оставило в нём свои особенности. Более того, древний танец заметно трансформировался: часть элементов исчезала, обогащаясь новым содержанием. Это доказывает многообразие вариантов танцев. Традиционное искусство танца имеет существенные типичные черты и закономерности, играющие важнейшую роль. Одна из таких особенностей — наличие внутреннего ритма танца, который является основой, организующей танцевальные движения, основой идеи их рождения.
Древние национальные танцы края имеют множество выразительных средств, которые делают их содержательными и интересными. Исполнители танцев легко владеют своим телом, лишены скованности, поэтому свободны в выборе этих средств: сюда относят разнообразные жесты, движения рук, ног, головы, корпуса. В содержании этих танцев отразился труд человека, животный и растительный мир, характер, нравы, история народа, уклад его жизни, которые передаются телодвижением в изобразительно-подражательной форме.
Как уже отмечалось выше, народный танец периодически трансформируется, в нём исчезают устаревшие элементы и появляются новые, жизнеспособные, с новым содержанием, которые придают традиционным движениям качественно иное значение. Особо это заметно в содержании танцев. Так, например, танец «Сюзюлюп» подобен струящейся воде, так как исполняется очень плавно, танец «Атып» — стремительно, как бы «стреляя», а «Тыпырдап» — «дергаясь».
Один из самых известных — танец «Аштотура». Исполнители этой обрядовой песни — пляски выстраивались по одной линии и поднимали руки вверх, затем по команде старшего опускались на одно колено, наклонив голову вниз — к богу земли Тейри. Затем танцующие наклонялись вправо, влево, вперед и назад, шли к камню Аштотур , наконец вставали на носки. Старший охотник командовал «Аштотур!» и все возвращались назад. В части вариантов танца камень Аштотура «исполняется» мужчиной , он садится на колени, согнув корпус вперед, а остальные танцуют вокруг него.
Другие народные танцы Карачаево-Черкесии, которые следует отметить как самые известные и значимые — это танец оборотня «Обур», круговая пляска «Тёгерек тепсеу», обрядовый танец «Хычауман», танец лучника «Жия», танец с войлочной плетью «Къамчи», танец с кольцом «Жюзюк оюн», танец Ерюзмека с бесами «Ерюзмек бла шайтанла», танец урожая «Голлу» и зимний танец «Башилайы».
Неотъемлемая часть народных праздников Карачаево-Черкесии — обрядовые танцы, история которых уходит в глубокую древность и которые связаны с жизнью народа. Обрядовый танец всегда был основой функции танца, в нём сконцентрирована основная идея обряда. Без танца обряд будет незаконченным. Содержание и специфика таких танцев многофункциональна. Для примера: в обряде «Хардаре» танец посвящён пахоте, в «Апсаты» и «Аштотуре» — охоте, а в «Кюрек бийче» — вызыванию дождя.
Сегодня народная хореография Карачаево-Черкесии обладает огромными возможностями для гармоничного духовного и физического развития, эстетического совершенствования жителей края. Народный танец является богатейшим источником эстетических впечатлений, формирует художественное «я» как составную часть «орудия общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны человека.
Фото в топе: http://www.riakchr.ru