Горский этнос и эпические песни являются самым важным и неиссякаемым источником произведений традиционной музыкальной культуры Кабардино-Балкарии. В целом, это наследие имеет большую эстетическую ценность, является символом мужества и героизма народа, а также могучим фактором для развития национальной музыки вообще — и народной, и профессиональной. Музыкальный фольклор Кабардинцев и Балкарцев оказывал и оказывает глубокое влияние на появление новых произведений историко-героического содержания, на появление произведений других музыкальных жанров балкаро-карачаевского фольклора.

Народно-песенное творчество и национальная композиторская школа естественным образом строились на своей истории, отдавая дань героическому дыханию прошлых веков, сказаниям седой древности и всей истории края в целом. Во многих чертах музыкальной культуры Кабардино–Балкарии прослеживается общность с культурой соседей, за счёт взаимовлияния и взаимопроникновения песенных культур и форм.

Например, в двух песнях – осетинской «о Есе Канукове» и балкарской «о Сары-Асланбеке Кайтукине», рассказывающих об одном и том же событии (нападении кабардинского феодала на осетинский аул), есть не только общность мелодизма, но и одинаковый «промежуточный» каданс, а также каданс «конечный» (в осетинской версии он также соответствует наиболее распространенной интонационной форме).

На рубеже 19 и 20 веков народная музыка ещё сильно зависела от традиций, но постепенно утрачивалась культура древнего пения, переходя из бытовой в концертную сферу. Изменилась и роль народных музыкальных инструментов. Так, шикапшина была известна и совершенствовалась только благодаря отдельным энтузиастам, утрачивая привычную сферу бытования. С другой стороны, стала популярна гармоника, которая начала заменять традиционные музыкальные инструменты. В советское время, и следуя жесткому курсу компартии активного привлечения трудящихся к художественной самодеятельности, было организовано множество музыкальных кружков — хоровых и инструментальных. Новые песни стали прославлять новый быт, новую жизнь, воспитывать молодёжь в духе соответствия интересам государства, которые должны были стоять выше осознания своей этнокультурной и этносоциальной принадлежности.

В конце тридцатых годов XX столетия начался процесс формирования кабардинской профессиональной музыкальной культуры. Неоценимую помощь в этом оказали российские специалисты, и особенно — при организации музыкальных школ, государственной филармонии, Кабардинского государственного хора и других структур системы государственной культуры. Наибольшее развитие кабардино-балкарская музыкальная культура получила в период 50-80-х годов прошлого века.

Одним из самых значимых событий того времени в области профессионального музыкального искусства стало открытие Кабардинской оперной студии в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова, выпускники которой внесли значимый вклад в развитие культуры Кабардино-Балкарии.

Другое, и не мене важное событие — открытие государственного музыкального театра с оперной и балетной труппами, состав которых постоянно пополнялся талантливыми национальными кадрами — выпускниками ведущих высших и средних профильных учебных заведений страны. В профессиональной кабардинской музыкальной культуре всегда использовался народный мелос. Были организованы национальные балеты и оперы, было поставлено множество музыкальных спектаклей. Самобытная и яркая музыкальная культура Кабардино-Балкарии не подверглась значительной трансформации вплоть до конца прошлого столетия.

Конец XX столетия отмечен процессом постепенной утраты культуры народного пения и музицирования, её место сейчас всё более занимается современной поп-культурой.

По прогнозам, и в случае, если учреждения культуры, общественные организации и средства массовой информации не будут вести корректирующую политику сохранения народной танцевальной и песенно-музыкальной традиции, то в скором времени тенденции усиления трансформации и ослабления этой культуры могут продолжиться, что приведёт к доминированию в последней только её сценического варианта.

Фото: http://nalchik.bezformata.ru

КОММЕНТАРИИ

Самые свежие премьеры на сегодня