Одним из трёх народно-культурных источников нартского эпоса является древний фольклор Северной Осетии (Алании).
Объединяющий культуру Кавказа нартский эпос характеризует наличие многих одинаковых имен героев, сюжетов, композиции и других элементов национальных культур, объясняемый близким соседством этих народов в течение многих веков. Это сходство наиболее проявляется в осетинском и адыгском фольклоре. Отличие есть, но оно не масштабное. Осетинский нартский эпос имеет более стройную единую композицию, а также целый ряд интереснейших циклов (например, цикл о Сырдоне, отсутствующий в других национальных версиях). Кроме того, осетинский источник нартского эпоса более четко отражает занятия, быт и культуру предков осетин—скифов и алан, а также кавказский этнический элемент.
Музыкальный фольклор осетин представлен песнями, эпическими сказаниями, инструментальными наигрышами — и это традиционно для кавказского фольклора. Наибольшей популярностью у осетин пользуются песни о героях, погибших в борьбе за родину и нартские сказания. Большинство этих песен характеризует сольно-хоровая традиция исполнения. Нартские сказания и песни-баллады «кадаг» исполнялись сказителем в сольном варианте под аккомпанемент струнно-щипкового инструмента дыуадастанон или смычкового кисын-фандыра. Осетинский музыкальный фольклор обязан нартскому эпосу появлением и новых популярных народных песен про героев Великой отечественной войны (например, о пятерых братьях Калаговых из села Кадгарон), песням про знатного кукурузовода, Героя Социалистического Труда Харитона Албегова и целого ряда других. Песни слагались по старой традиции музыкантами, одни из которых подбирали слова, другие — мелодию под аккомпанемент народного музыкального инструмента. По окончании творческого процесса песня выносилась на общественный суд, ее исполняли в сельском клубе и передавали на радио.
Сегодня фольклорные музыкальные традиции народа Осетии продолжают солисты и коллективы, прославляющие осетинскую музыкальную культуру, такие как Вероника Джиоева, Георгий Абаев, Булат Газданов, Ким Суанов и многие другие.
Танцы и игры занимали не менее вaжнoе местo в трaдициoннoм быту осетин, чем музыка. Популярностью пользуются они и сегодня. Специфика oсетинских тaнцев разнообразна: от медленных пластических движений до стремительно быстрых, испoлняемых в aкцентирoвaннoм и кoнтрaстнoм рисунке. Сегодня в Северной Осетии существует огромное количество танцевальных коллективов, солисты которых продолжают традиции своих предков.
Из устного народного творчества осетин наиболее известны сказки, всё разнообразие которых можно условно разделить на бытовые, сатирические, фантастические, исторические и сказки о животных. «Сказки составляют достояние обоих полов и всех возрастов. Они многочисленны, разнообразны и художественны, они всегда служили одним из самых приятных времяпрепровождений» (К. Хетагуров ). Сюжетное наполнение осетинских сказок характеризуется воспитательным значением, когда добро торжествует над злом, слабые побеждают сильных, воспевается борьба человека с великанами, чудовищными зверями и природными катаклизмами.
Осетинские сказки, в которых отражена реальная жизнь народа, служат важным этнографическим источником ценного материала для характеристики жизни народа на разных этапах его развития.
Подлинное и масштабное развитие культурно-просветительных учреждений края стало возможным только в советское время. Сейчас клуб, библиотека, кино стали обычным явлением для самых отдаленных горных сел Осетии. Осетинская фольклорная традиция продолжает жить и сегодня. К сожалению, часть этих традиций уже в прошлом, однако куда важнее, что осетинский клуб, местные звёзды и фольклорные фестивали по всему миру доказывают, что осетинская культура остается духовным составляющем осетин вне времён и внешних потрясений.
Фото: http://vestikavkaza.ru