Рашид Меджид оглы Бейбутов
Это рассказ о выдающемся кавказском оперном и народном исполнителе и музыканте двадцатого века. Сравниться в размерах популярности с ним среди выходцев с Кавказа может разве что Муслим Магомаев.
Особенный тенор — альтино Рашида Бейбутова, широчайшего диапазона, приятного тембра, идеально поставленный и имеющий гортанную манеру воспроизведения звука, покорил миллионы людей не только в пределах кавказского региона. Приятно удивляло безакцентное владение певцом русским языком, что только увеличивало количество его поклонников в республиках Советского Союза. Нельзя не отметить и яркую, радостную, иногда сентиментальную, но довольно характерную для Кавказа манеру пения Рашида Бейбутова.
Работая многие годы руководителем театра песни, Бейбутов очень много делал для становления национальной оперы и музыкальной комедии. Большой талант и обаяние певца как артиста, его профессионализм и знание национальной музыки способствовали тому, что Рашид Бейбутов завоевал вселенский зрительский успех, сопровождавший его на протяжении всей жизни.
Тифлис – родина Рашида Бейбутова, где он появился на свет 1 декабря 1915 года в семье певца — ханенде и учительницы русского языка.
Уже в 1933 году Рашид Бейбутов организовал студенческий оркестр, учась в железнодорожном техникуме. После окончания учебного заведения была служба в рабоче-крестьянской красной армии и солирование в армейском оркестре. После службы последовала работа в Ереванской филармонии, а затем, до 1944 года — в качестве солиста Государственного джазового оркестра Армении под управлением композитора А. Айвазяна. Первая массовая популярность пришла к певцу во время гастролей этого джазового оркестра по Советскому Союзу. Параллельно Рашид Бейбутов работал в Армянском театре оперы и балета им. А. А. Спендиарова, в Ереване.
Совершенно случайно, в 1943 году постановщик фильма по музыкальной комедии Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» оказался на концерте Рашида Бейбутова в Бакинском доме офицеров и настолько был впечатлён работой артиста, что пригласил его на главную роль в фильме. Картина вышла в прокат в 1945 году. Успех был просто ошеломляющим. Рашид Бейбутов стал известен не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами.
С 1944 по 1956 года Рашид Бейбутов работает солистом Азербайджанской филармонии, а в 1953—1960 годах — солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Там ему поручают главные партии в опере «Севиль» Ф. Амирова и в музыкальной комедии «Аршин мал алан» . 1957 год стал временем рождения собственного концертного ансамбля Рашида Бейбутова. Впервые джаз был интегрирован в азербайджанскую народную музыку и оттого обрёл новую популярность.
Главное событие творческой жизни знаменитого исполнителя произошло в 1966 году, когда Бейбутов организовал Азербайджанский театр песни (который в настоящее время назван его именем). Рашид Бейбутов был художественным руководителем и солистом этого театра до конца своих дней.
Многочисленные гастроли по регионам Советского Союза и зарубежных стран, съёмки в художественных фильмах, исполнение песен на языках тех народов, для кого он пел, снискали у зрителя глубокое уважение и искреннюю любовь к артисту.
Популярность Рашида Бейбутова росла стремительными темпами. Так, в одной из индийских деревень местные жители перекрыли движение поезду с советскими артистами и не отпускали состав, пока перед ними не выступит Рашид Бейбутов!
«Как драгоценный камень, как наполненный до краев рог со старым вином держу в руках, когда прикасаюсь к народной песне. Дух захватывает от счастья, от силы, заключенной в ней, и восторг сменяется опасением: не сломать, не расплескать, донести ее людям — всю до капли, повернуть так, чтобы солнце отразилось в каждой ее грани».
Рашид Бейбутов
Ушёл из жизни Рашид Бейбутов 9 июня 1989 года, он был похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку. С 1997 года день смерти певца отмечается в Азербайджане как день памяти Рашида Бейбутова.