Фольклор адыгов и черкесов берёт своё начало от нартского (нартовского) эпоса и включает в себя такие формы, как песни, сказки, пословицы, загадки, скороговорки и частушки.
Нартский эпос как источник народного творчества объединяет практически все национальные культуры Северного Кавказа и отражает национальный характер всех жителей региона.
Поэтические произведения Адыгеи
В основе многих форм фольклора лежит поэзия. Поэтические произведения Адыгеи, которые дошли до нас – это кладезь народной мудрости, стимул для прекрасных поступков и воспламенитель сильных чувств. Поэзия черкесов является отражением национального характера практически всех народов Северного Кавказа.
В содержании поэтических произведений мы наблюдаем отображение самых важных событий, тем, жизненных проблем и проявлений любви к родине на примере сказаний о героях – нартах. До наших дней дошли сказания о Бадыноко, Уазырмесе, Ашамезе, Сосруко, Батарезе, Тлепше, девушках Мелечипхе, Куйцуке, Шауее, Даханаго и некоторых других. Герои нарты показаны как люди трудолюбивые, смекалистые и неукротимые, бесстрашные защитники родины, искренне и глубоко любящие родные места.
Типичный герой эпоса – Бадыноко, храбрейший и суровый воин, защитник родины и гроза чинтов – извечных врагов нартов. Другой герой, Тлепш – создатель первых кузнечных инструментов –клещей, молота, серпа и наковальни. Поэтический символ счастья – это девушка Даханаго, жившая на высокой горной вершине. Многие пытались завладеть ею, но все они погибли, так как больше жаждали власти, чем искренней открытой любви. Вообще, женщина в нартском эпосе – это воспитательница героев — богатырей, любящая и заботливая мать, верный помощник и друг главы семьи, а также мудрый советчик.
Разноообразен и мир песен адыгов и черкесов. Среди них можно услышать героико — исторические, лирические и любовные песни, песни о трудовых вехах героев, песни танцевальные, свадебные и многие другие. К счастью, эти песни сохранены до наших дней и часто исполняются на семейных и общественных праздничных событиях.
Обрядовый фольклор адыгов
Хорошо известен обрядовый фольклор адыгов. Это песни, посвященные семейным событиям, песни – заговоры от болезней и травм, песни — обращения к ангелам и покровителям, похоронные песни. Интересен пласт так называемых трудовых песен, отображающий особенности жизнеуклада и труда предков адыгов. Это песни пахарей и пастухов, песни о кузнецком и ткацком деле, песни погонщиков скота и мельников. В исторических адыгейских песнях можно хорошо проследить эпизоды истории края, а также период борьбы черкесов во времена завоевания Кавказа.
Адыгейские сказки и пословицы
По-своему уникальны и интересны адыгейские сказки, которые условно можно разделить на сказки-загадки, мифические сказки, сказки о животных и так называемые правовоспитательные сказки. Животные в этих сказках одарены способностями думать, разговаривать и вообще — жить как человек. Наиболее известная из них — сказка «О зайчихе, лисе и волке». Много у черкесов правовоспитательных сказок: «О сыне старого хана и о драконе», «Маленький Трам», «Злая женщина», «Охотник и леший», «Ёж и медведь». Все они – о борьбе светлых сил с тёмными и имеют большое нравоучительное значение. Ценность черкесских сказок ещё и в том, что в них всегда добро побеждает зло.
Необычна форма сказок-загадок, среди которых популярны и по сей день такие как «Обручение девушки», «Девушка и жених», «Шьёши или только наматываешь?», «Раксмис и его мать».
Особо колоритны и ёмки черкесские пословицы. Они всегда метко указывают на черты, характеры и нравы людей, а зачастую они афористичны и метафористичны. Судите сами: «Кого не замечают, тот покашливает», «Если ты прав – ты силён», «Лучше хорошее оружие, чем плохой спутник», «Пеший всегда смеётся над всадником», «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи».
Фольклорное наследие древних адыгов живо и сегодня, оно воплощается в том, что мы называем адыгским воспитанием и адыгской культурой. А самое главное то, что эта культура не забыта, и многие помнят и чтят традиции спокойного, мирного и свободолюбивого народа.