В Карачаево-Черкесии живет очень талантливый народ
В культуре Карачаево-Черкесии есть своя, национально особенная, специфическая, накопленная веками определенность духовной жизни народа, записанная в своеобразных традициях, ценностях и институтах.
Это внушительный по объёму комплекс компонентов – символов, языка, традиций, а также форм искусства — музыкальных, театральных, педагогических. Фольклор Карачаево-Черкесии является уникальнейшим источником сохранения духовных традиций и самобытности народа республики. Произведения этого фольклора, его содержание составляют саму жизнь, мироощущение и художественно-эстетические взгляды народа.
Песенные формы фольклора Карачаево-Черкесии
Самое объёмное наследие фольклора Карачаево-Черкесии дошло до нас в песенных формах (песнях-величаниях, заклинаниях, заговорах сил природы и др.). При этом языческие божества часто заменялись в этих песнях божествами и святыми мусульманского толка. Так, например, в старых текстах «Бисми-ллахи-р-рахимани-р-ра-хим» — это «Во имя бога, милостивого, милосердного» пришло из арабского языка в карачаево-балкарскую магическую поэзию. Заметная особенность песенного карачаевского фольклора — это персонификация мифологических персонажей (языческих божеств) в библейские (образы христианских святых). К примеру, в песне вызова дождя «Чопа, Чопа» черты языческого божества грома и молнии воплощает библейский Илья-пророк (Элия). Подобные особенности были перенесены в фольклор других народов Северного Кавказа, прошедших в прошлом период принятия христианской веры.
Многие из сохранившихся до нашего времени обрядовых песен карачаево-черкесского фольклора по жанровым признакам мы относим к ритуальным. В них нет развитой системы образов, а предметом изображения становится сам обряд и необходимость его реализации. Ритуальные песни являются песнями-обращениями и обнаруживают схожие признаки с заклинательными песнями: они исполняются от имени коллектива, гораздо реже — от имени одного человека, а сами песни построены преимущественно на восклицательных интонациях.
В качестве примера можно привести песенно-поэтический обряд вызывания дождя. Его исполняли мужчины. Главную роль в этом деле отводили человеку со способностями мага, и считали, что заклинание его дойдет до небес. Обряд проходил следующим образом: брали череп коня, становились в круг, читали по очереди языческие молитвы — заговоры, а затем бросали череп в омут или реку. Согласно мировоззрению язычников, после этого должен был обязательно пойти дождь. Слова в заговоре были такие: «Чоппа, Чоппа, дождь, дождь. Элия, Элия, лей, лей…»
Охотничья поэзия
Одним из древнейших видов словесного искусства в Карачаево-Черкесии является охотничья поэзия, так как охота была обязательным этапом развития фольклора. Глубокие традиции института охоты в истории Карачаево-Черкесии подтверждаются многочисленными археологическими, этнографическими, фольклорными и языковыми источниками. В фольклорных произведениях охота была одной из самых тиражируемых тем о коллективном труде, поскольку охота играла важнейшую роль в жизни как один из основных источников пропитания.
Фольклор Карачаево-Черкесии в целом имеет привнесенные и переданные соседним народам черты: связь с культами водной стихии, олицетворяющими плодородие; сходство обрядово-приуроченного контекста; наличие атрибутов (чучела, куклы), олицетворяющих мифологические персонажи; отведение важного места песенному исполнительству, а также сходство форм исполнения песен.
Сегодня фольклорные музыкальные инструментальные и песенные произведения вызывают настоящий восторг и живой интерес. Каждое выступление любительских и профессиональных творческих коллективов убеждает: в Карачаево-Черкесии талантливый народ. Участниками их являются, как правило, люди всех возрастных категорий: от детей до людей преклонного возраста. Среди них есть и искусные мастера, удивительные музыканты, певцы и танцоры.
Фото в топе: http://noghay-rayon.ru