Новый релиз лейбла «Kavkaz Music»: Аминат Напшева «Абаза ЦIасла»

Последние премьеры

Новинка на музыкальных витринах – в свет вышел альбом Аминат Напшевой @aminat_napsheva5226 на абазинском языке — «Абаза ЦIасла» («Абазинские традиции»)!

Слушать и скачать альбом Аминат Напшевой «Абаза ЦIасла»

    

Каждый из нас рано или поздно задумывается о том, кто он и откуда. И, как правило, эти раздумья часто ведут в семью, в историю предков, народа и возвращают на родную землю. Это помогает понять нашу природу, корни. Лучший способ – это, конечно, общение с людьми, но не всегда это возможно. Тогда лучшим способом будет изучение творческого наследия: литературы, рисунка, танцев, традиций, музыки. Музыки, которая сопровождает человека с самого рождения. Музыка несет феноменальную культурологическую ценность, сохраняя и традиции, быт, дух и язык народа. Его мировоззрение и фундаментальные принципы жизни. И пусть популярная культура давно вытеснила традиционную, но человек все равно стремится найти свои корни. На помощь таким искателям всегда приходят люди, которые выбрали делом своей жизни сохранение и передачу традиционной культуры будущему поколению. И с одним из таких хранителей нам довелось пообщаться.

Аминат Напшева - признанная звезда абазинского народа. Заслуженная артистка Карачаево-Черкесской Республики, Республики Абхазия
Аминат Напшева — признанная звезда абазинского народа. Заслуженная артистка Карачаево-Черкесской Республики, Республики Абхазия

Аминат Напшева — признанная звезда абазинского народа. Заслуженная артистка Карачаево-Черкесской Республики, Республики Абхазия. Ее называют «Зыкиной» абазинского народа, а песни любят и слушают люди разных народов и поколений. В преддверии выхода ее первого сольного альбома, мы побеседовали с ней.

— Аминат, в своем репертуаре вы совмещаете самые разные композиции, но приоритетное место вы отдали традиционным песням. Почему вы посвятили себя именно этому направлению? Насколько важно, на Ваш взгляд, распространение и восстановление традиционного народного творчества?

— Знаете, недавно я что-то выставила в инстаграм. На видео мы пели, играли и кто-то в комментариях написал: « деревня!», а я ей – « Спасибо!» Ведь мы все из деревни, аула, все из народа. И это ценно. Я благодарна Богу, что не забываю, откуда я. Кто мои предки.
У нас очень не хватает духовности народа, светской духовности ценностей. Это проблема. Наша задача, даже миссия, объяснить, донести единство духовное и культурное для людей, чтобы мы не отторгали огромный пласт своей культуры и наследия, что передается в песнях. Ведь песня – мощнейший инструмент, но сейчас с текстами песен творится что-то страшное. Ни рифмы, ни высокого слова. Я не хочу в песне слышать те слова, которые использую каждый день, я в ней хочу слышать «дорогие» слова, высокопарные возможно. И на свадьбе я не хочу слышать те же слова, я хочу слышать слова, которые сохранили в себе ценность, сакральность. В наш век люди раскидываются словами, не ценят их. В интернете каждый второй тебе может написать «как дела», а потом, что жить не может без меня. А меня это так удивляет. Это стало бичом нашего времени. Эгоизм воспевает наше время. Мало кто поет, что он в кого-то влюблен, но все поют про то, что он любит, а она его обидела, убила , режешь без ножа. Эти тексты убивают, на самом деле.
Песня имеет огромную силу. Я убеждена, что старые песни нужно сохранять, записывать по-новому. Ведь они смогли сохранить в себе смысл, содержание. Они ведь на другом уровне писались, на духовности, они все равно живут. Годами живут! Сейчас песни появляются и исчезают одна за другой. Хоть в них и вкладывают большие средства, единожды послушав песню, второй раз тебе уже не захочется, потому что нечего слушать.

— А как вы можете охарактеризовать современную ситуацию? Какая музыка востребована по вашим наблюдениям?

— Знаете, я заметила, что нашему слушателю сейчас нужно что-то более «попсовое», танцевальное, легкое. В нашей республике (КЧР — прим.ред.) именно такие проекты находят большую популярность, чем более сложные, традиционные или старые композиции. Но приятно видеть положительный пример в этом отношении в той же Кабардино-Балкарии. Они активно работают в направлении этнической музыки, исторической, традиционной, обрядовой. Они задали высокую планку качества и самое прекрасное, что люди хорошо принимают эту культуру. Надеюсь, что наши слушатели вскоре тоже смогут принимать и поддерживать ее.
Если говорить именно про абазинскую культуру, то на нашей сцене, к моему большому сожалению, единицы имен. Могу выделить Ачара Меремкулова, Нателлу Чамба, группу «Абазги». Мало кто из молодых людей посвящает себя традиционной музыке. Надеюсь, эта ситуация изменится.
Очень большую работу, провел и продолжает вести, несмотря на почтенный возраст, мой наставник, старший друг, сокровище нашего народа – Агачев Мухарби Басхитович. Он посвятил свою жизнь развитию именно творческого, культурного направления народа. Восстановлению музыки, обучению детей. Ведь мы все воспитывались в творческих кружках, театрах в родных аулах. И он был и остается одним из главных хранителей огромного пласта культурного наследия абазинского народа.

— Сейчас наблюдается тенденция на возрождение исторической и обрядовой музыки среди многих артистов Кавказа. Как вы относитесь к данному направлению творчества?

— Лично мое мнение: обрядовая песня – это сакральная связь между небом и человеком, который находится здесь. Это та же молитва. Вот когда человек уходит на небо, мы молимся, открывая ему дорогу. То есть это неотъемлемая часть культуры народа. Мне кажется, что обрядовые песни несут глубокий смысл, они имеют сакральную связь с жизнью человека и с небом. Это ведь тоже своеобразная молитва, помогающая человеку перейти из одной жизненной ипостаси в другую. Музыка, хотим мы того или нет, цепляет за душу, заставляет разум думать. Мы воодушевляемся или никнем, мы становимся сильнее, когда впереди нас поет ведущий. Мы идем на войну с песней, мы идем в мир с музыкой, мы ребенка укачиваем с колыбельной. Невозможно ее взять и отнять.
А в современном творчестве нет глобальной сути и смысла, то есть то, что она несет – это страшно. Было время, когда пели о любви, но слово это не звучало в песне, а зал сидел и плакал: «как же человек любит». То есть воспевание духовного чувства. А то, что воспевают сейчас – физическое удовольствие. Мы сейчас воспеваем самые низменные чувства человека, о которых не то что говорить – думать нормальному человеку было стыдно. Поэтому современная молодежь, пришедшая к религии, начинает отторгать музыку, ведь видят они это, а альтернативы им не предлагают. А так, обрядовая музыка – это молитва на празднике, которая связывает человека с небом, она очень важна. При этом она должна воспевать духовное богатство человека.
Поэтому обрядовая музыка важна! Она есть в любой культуре! Ее надо восстанавливать, модернизировать, в свете того, что сейчас совсем другие взгляды на жизнь, но ценности обрядовой музыки надо сохранить однозначно.
Кстати сказать, сейчас мы работаем над проектом восстановления обрядовых абазинских песен. Надеемся, что получится реализовать его вместе с АНО «Алашара», пока в процессе подготовки к нему, но проект будет реализован в любом случае! Это очень важно!

— Кстати, о Вашем сотрудничестве с «Алашара». Совсем недавно ими был выпущен сборник «ХIгвы йтымцIуаш ауарадква» (Абазинские песни. Незабываемое), в котором вы принимали участие. Поделитесь Вашими впечатлениями о работе и самом проекте.

— Давайте говорить честно, «Алашара» — это подарок Муссы Хабалевича Экзекова абазинскому народу, а сам Мусса Хабалевич – это подарок свыше. Они делают очень много работы, они большие молодцы. Мне очень понравился их проект «ХIгвыйтымцIуашауарадква» («Абазинские песни. Незабываемое»), ведь это так ценно, он был нужен народу! Это новое дыхание песен отцов. Эти песни на слуху, они популярны. Наша музыка, песни должны сохраняться и передаваться молодежи. Мне также очень нравятся их проекты, посвященные изданию книг. Абазинской литературы, а, особенно, истории. Это нужно нашему народу, наше будущее во многом зависит от фактов прошлого, от нашей памяти. Самое важное в исторических фактах – этика и правдивость. И через сотни лет наш народ будет помнить свое наследие. Мне приятно, что наш народ не ворует чужую историю, мы пишем свою и это ценно.
Единственное, что я бы рекомендовала ребятам, делать больший упор на образовательные проекты для нашей молодежи. Далеко не все могут позволить сейчас себе качественное, должное образование. А ведь в молодежи будущее народа. Знания им необходимы, чтобы они могли достичь много и наши дети занимали бы достойные позиции во всех отраслях, гордо несли свое наследие, смело ступая в будущее. Ведь в наше время знания, ум – главная сила и ресурс достижения всего, в том числе и власти. Этого нам не хватает. Наша молодежь должна быть конкурентоспособна и комфортно чувствовать себя в социуме.

— Аминат, расскажите нам про ваш первый альбом «Абаза ц1асла» (Абазинские традиции). Какие песни он в себя включает?

— Я бы описала это альбом, как «голос поющего сердца», ведь все эти песни глубоко связаны со мной. Все они дороги мне и отзываются где-то глубоко в душе, каждый раз, когда я их исполняю. Каждое слово в этих песнях имеет для меня большое значение. Я вам могу сказать – это поющее сердце мое.
1. Саба Кына (Мой отец Кына)– это традиционная песня, история зафиксированная народом в песне. Это грустная история про девушку из аула Инжич-Чукун, которую украли против ее воли в аул Кубина, чтобы жениться. А сама девушка любила другого. Эта песня, переживания, страданий сильной духом абазинской девушки.
2. Йынджьыгьамакъымква (Музыка Инжича) — пеня о родине, это мое детство, моя родина
3. Гвымауарад (Красный восток) – это место – родина моего дедушки. Он очень нас любил и очень много вложил в наше воспитание. Мы горды, быть его внуками.
4. Абаза ц1асла (Абазинские традиции) – эту песню мы часто используем когда заводим невесту в новый дом на свадьбах.. Мы используем ее воспевая род, наследие, саму невесту и ее красоту.
5. Песня тост родилась на свадьбах. Нас часто приглашают, и мы хотели песню ярку, которая бы давала настрой всему мероприятию. Эта песня – открытие волшебного празднества рождения новой семьи
6. Песня «Мой сын» писалась три года Я, как и любая мать горжусь своими сыновьями, а у меня их три. Эту песню любят на праздниках, ведь каждый мужчина надеется увидеть себя в ней, а каждая мать именно такого желает своему сыну. Это не просто похвала, это нарекание своему сыну, чтобы он ни в коем случае, никогда не смог не соответствовать этим словам.

Другие премьеры «Kavkaz Music»

Похожие статьи

Свежие премьеры

Присоединяйтесь к нам в сети

3 780 000Подписчиков
49 600Читателей
202 000подписчиков
14 200в сообществе
1 800на канале

Канал "Звук-М" на YouTube. Подписывайся на видеоклипы Кавказа!

Популярные статьи